Как научить ребенка спокойно ложиться спать
Многим родителям довольно часто приходится сталкиваться с немалыми трудностями, укладывая детей спать. Почему дети с большой неохотой, капризами, а порой и со слезами отправляются в кровать? Даже если ребенок устал, глаза его слипаются, и он засыпает на ходу, он предпочтет заснуть где угодно, там, где застанет его сон, по сам, по собственному желанию, не пойдет спать. Нужно понять, чем является сон в понимании ребенка.
Подготовка ко сну прекращает все интересные занятия, игры, которые ему так нравятся. Это значит прервать общение с другими детьми или с родителями, которым не нужно идти спать, и которые могут еще чем-то заниматься. Отправиться спать означает для ребенка оказаться одному в темной, страшной комнате, где ему, возможно, померещатся разные ужасные и пугающие чудища или приснятся кошмары. Да разве вы сами забыли, как это было в детстве, как не хотелось вам ложиться спать, а чувство обиды и несправедливости переполняло ваше детское сознание? Да, понять ребенка все-таки можно, но как же быть? Неужели позволить ему не спать всю ночь? Конечно же, нет. Надо научить его принимать это как необходимость, как должное, с чем не спорят.
Не нужно подолгу уговаривать ребенка, вы тем самым только избалуете его и позволите командовать вами. Не нужно обещать подарки и другие награды за то, что он без капризов отправится спать. Эта проблема встает перед вами ежедневно, поэтому, приучив ребенка к поощрениям, вы будете вынуждены постоянно выдумывать новые стимулы для него. Не создавайте себе проблем, не допускайте подобных “сделок” с детьми. Все равно ни один малыш ни за какие подарки не отправится спать с удовольствием. Если вы теряете терпение и принимаетесь за более строгие меры, будьте уверены, что ребенок подчинится вам, ведь ничего другого ему не останется. Но это не гарантирует вам полного успеха, и, скорее всего, ребенок вряд ли поймет необходимость сна, а просто будет думать, что у него строгие и требовательные родители, вернее, они становятся такими злыми только тогда, когда приходит время ложиться спать.
Конечно, мы не хотим, чтобы дети думали о нас так плохо. Но ведь совсем не нужно пытаться заставить детей полюбить время отхода ко сну. Главное — научить ребенка привыкнуть к этой необходимости, и тогда проблема будет решена. Чтобы не возникло серьезных осложнений, эту привычку нужно вырабатывать постепенно и уже на первом году жизни ребенка. Постарайтесь как можно скорее поместить его в отдельную комнату и научите засыпать без света. Если же ребенок боится темноты, сделайте неяркое освещение, но не сидите с ним до тех пор, пока он не заснет, иначе он просто не будет отпускать вас, и вы будете вынуждены каждый вечер часами просиживать у его кроватки, ожидая прихода сна, а такая возможность бывает далеко не всегда. Если вы не научили этому ребенка с самого раннего возраста, будет намного сложнее.
Можно придумать какие-то простые действия, выполнение которых будет сигнализировать о том, что пора ложиться спать. Например, вы задвигаете шторы, готовите постель для сна, заводите будильник. Уже по этим сигналам ребенок молча поймет, что нужно готовиться ко сну.
Конечно, нет необходимости доказывать, что при этом вы должны быть последовательными. Если вы хоть раз отступили от правил, ваши действия будут бесполезными и малыш поймет, что после этого не всегда нужно ложиться спать. Можно разрешить ребенку засыпать с любимой игрушкой (лучше с мягкой) и перед сном попросить его, чтобы он убаюкал ее или показал пример, как надо засыпать. Этот элемент игры поможет ему не чувствовать себя так одиноко.
Объясните ему, что все его друзья уже легли спать и заснули, расскажите, что вы сами, когда были маленькими, тоже ложились спать в это время. Ласково пожелайте ребенку спокойной ночи и приятных красивых снов, скажите, что вы в соседней комнате, чтобы ребенок не волновался.
Бывает, что дети просыпаются ночью сильно взволнованными. Быть может, им приснился плохой сон. Дети не умеют еще отличать сон от действительности, поэтому неприятные сновидения тревожат их" гораздо больше, чем нас. Если ребенку приснился плохой сон, разбудите его, зажгите свет, возьмите малыша на руки и успокойте. Поговорите с ним, отвлеките от неприятных мыслей, чтобы у него не возникло неприязненного отношения ко сну. Окончательно эта проблема будет разрешена не раньше, чем ребенку исполнится пять лет. Если вы отнесетесь к трудностям, связанным с отходом ко сну, с пониманием и терпением, ваши дети не только привыкнут нормально относиться к тому, что надо ложиться спать, но и научатся соглашаться с тем, что противоречит их желаниям, хотя и необходимо. Дети не будут при этом испытывать разочарования.
Как научить ребенка есть
Обычно принятие пищи доставляет удовольствие как взрослым, так и детям. Но, несмотря на врожденный аппетит, так бывает не всегда. Однажды вы можете заметить, что ваш ребенок отказывается от еды и даже выражает отвращение к пище, которую вы ему предлагаете.
Конечно, такая ситуация вызовет ваше беспокойство, заставит тревожиться, возмущаться и даже выходить из себя. Многие родители начинают выдумывать разные уловки и ухищрения, чтобы любой ценой заставить ребенка поесть. Кто-то разыгрывает целые спектакли с участием всех членов семьи, другие превращают обеденный стол в поле битвы с детскими слезами и родительскими угрозами разного рода. Есть и такие, которые обещают за съеденный завтрак или обед какое-то приятное вознаграждение. Все эти методы будут неверными, даже если поначалу и казались эффективными.
Что же происходит с детьми, когда их заставляют есть насильно? Время приема пищи становится для них настолько неприятным, что вызывает потерю аппетита, а это начинает беспокоить родителей еще больше. Их дальнейшие неправильные действия только осложняют ситуацию. Дети начинают вести себя вызывающе: медленно и долго жевать, капризничать и баловаться, отвлекаться, тянуть время.
Наконец, каждое кормление может стать настоящей пыткой и для детей, и для родителей. У детей, которых пытаются кормить через силу, нередко возникает протест по отношению к родителям. Это отрицательное отношение переносится и на многие другие сферы, и проблема только обостряется.
Лучший способ разрешить проблему детского питания — перестать что-либо предпринимать. Не нужно заставлять своего ребенка есть насильно, каких бы усилий вам это ни стоило, оставьте его в покос.
Постарайтесь даже не вспоминать о еде. Если малыш почувствует, что он голоден, он поест, а если не захочет есть, ваши попытки не приведут к желаемому результату.
Многие родители убеждены, что должны заставлять ребенка принимать пищу, иначе он похудеет, побледнеет и заболеет, даже если их ребенок весьма упитан. Не волнуйтесь, этого не случится. Как только он почувствует, что вы перестали его заставлять есть насильно, не говорите больше о еде, что как будто никакой проблемы и не было, он охотно начнет есть сам. И даже появятся любимые блюда, вернется хороший аппетит. Чем раньше вы начнете решать эту проблему, тем легче се будет разрешить.
Чем отличается мальчик от девочки?
Ребенок знает, мальчик он или девочка, уже к 1,5—2 годам, но он не знает, почему это так. Некоторые дети даже считают, что половая принадлежность — явление временное и может меняться. В 2,5 года дети знают свои половые органы и, раздетые, могут играть с ними, проявляют интерес к обнаженным людям. Дети 3 лет и старше задают вопросы о различиях полов, спрашивают, откуда берутся дети. Все эти вопросы связаны с естественным детским любопытством, с желанием это любопытство удовлетворить и ни в коем случае не должны вызывать у вас чувство беспокойства. Такие вопросы вовсе не сигнализируют о повышенном интересе ребенка к проблемам пола. Но это и не означает, что эти вопросы нужно оставлять без ответов, избегать разговоров о различии полов, тем более запрещать детям спрашивать о том, что вызывает их интерес, стыдить их и заставлять краснеть.
От этого детское любопытство не исчезнет, просто ребенок будет более скрытным, замкнется в себе и либо будет пытаться самостоятельно, без ваших разъяснений исследовать незнакомые для него вещи, либо со временем найдет другой источник информации, возможно, не самый лучший. Особенно недопустимы наказания за сексуальные проявления, поскольку это может выработать отношение к сексуальности как к явлению постыдному и наказуемому, что может сказаться на всей последующей жизни. Так что будет правильнее и полезнее для вас и для ребенка своевременно и в меру допустимых для понимания возможностей откровенно и спокойно поговорить с ним.
Бесспорно, мы можем дать ребенку правильное представление об отношении полов только если сами не заблуждаемся на этот счет. Отвечая на детские вопросы, взрослые не должны стыдиться разговоров на эту тему, не должны лицемерить или обманывать. Передать детям свое отношение к вопросам пола, необходимые сведения для удовлетворения их любопытства можно только в том случае, если эмоциональная атмосфера семьи, в которой они растут, будет здоровой и нормальной. Вряд ли ребенок станет прислушиваться к родителям, если находится с ними в постоянном конфликте.
Необходимые сведения о поле ребенок должен получать тогда, когда у него возник интерес, ни в коем случае не нужно подавлять детскую любознательность. Ответы родителей должны быть немедленными, краткими, правдивыми и понятными для детей. Не стоит недооценивать ребенка и надеяться, что он не заметит беременных женщин на улицах, обнаженных малышей на пляже, одного из родителей в сауне и т. д. Ложь в ответах на детские вопросы, связанные с половыми различиями, не так невинна, как может показаться на первый взгляд. На вопросы, связанные с появлением детей, родители традиционно отвечают про аистов или капусту. Но городские дети, никогда не видевшие аистов, наверняка захотят посмотреть, как это происходит, или, возможно, сами пожелают найти на капустной грядке малыша. Конечно, ложь родителей можно продолжить и дальше, серьезных затруднений это пока не вызовет. Но что вы ответите ребенку, когда он узнает обо всем из других источников? Признаваться во лжи будет гораздо сложнее, чем сказать правду сразу, к тому же последствием может стать недоверие к вам ребенка и дальнейшее осложнение отношений. Ответ: “Купили в магазине”, — также нередко приходит на помощь родителям. Но для части детей это может обернуться тревогой и страхом, что за плохое поведение их могут, подобно бракованной вещи, отправить обратно в магазин. Некоторые родители прямо пугают детей: “Отдам тебя обратно, а себе возьму другого — хорошего— ребенка”.
Есть и не совсем удачные попытки родителей рассказать правду: “Дети растут у мамы в животике, а потом в больнице животик разрезают и достают ребеночка”. Но дети дошкольного возраста, как правило, боятся медицинских процедур, и если вы ждете второго ребенка, такой рассказ может вызвать у них панический страх за жизнь и здоровье мамы, переживания, что маме будет больно, поскольку дети уже хорошо знают о болезненности порезов и уколов.
Детские вопросы разнообразны и часто неожиданны, но отвечать на них необходимо, причем непринужденно и убедительно. Дать готовый рецепт на все случаи невозможно. Как и в какой форме вы расскажете об этом детям — решать вам, но нужно учесть, что не следует углубляться в подробности и слишком распространяться на эту тему. Да ребенок и не ждет этого. Главное — ваш ответ должен быть кратким и доступным для понимания.
Нередко взрослые считают, что ребенок еще мал и не может чего-то понять. Это так, но он пытается понять, и это надо не только учитывать, но и поощрять. Ребенок должен постепенно накапливать необходимый для более глубокого понимания опыт. Держать ребенка “под колпаком” нельзя, да и не получится, поскольку он не может быть изолирован от общества.
Дисциплина и режим
Нужна ли строгая дисциплина в процессе воспитания, и в какой мере ее нужно применять? Как совместить родительскую любовь и строгие правила? В этом вопросе, как и во многих других, важно чувство меры или, говоря иначе, золотая середина. Рассмотрим обе крайности.
Для некоторых родителей дети являются смыслом всей их жизни или оправданием брака, поэтому они испытывают к своему ребенку (особенно если он у них единственный) чрезмерное, болезненное чувство любви и добиваются взаимных чувств к себе. Боясь потерять любовь ребенка, такие родители стараются ни в чем не отказывать ему. Сын или дочь в подобной семье, чувствуя родительскую любовь и вседозволенность, пользуются этим и становятся настоящими домашними тиранами. Некоторые дети даже угрожают матерям тем, что разлюбят их, а те готовы позволить им все что угодно, лишь бы не лишиться их любви.
Другая крайность — семьи, в которых родители злоупотребляют строгими дисциплинарными мерами, боясь избаловать своих детей. При этом одни прибегают к частым, многочисленным и далеко не всегда разумным запретам, другие, раздражаясь, переходят на крик или резкий холодный тон, третьи даже применяют физические воздействия: шлепки и порку. В таких семьях дети становятся ослабленными, забитыми и застенчивыми. Кажется, что они ожидают удара, поэтому открыты для агрессии окружающих. Возможно и обратное: дети сами делаются агрессивными и стремятся в состоянии раздражения ввязаться в драку с более слабыми. По принципу цепной реакции злость и досада распространяются дальше. И то и другое, безусловно, вредно как для детей, так и для родителей.
Для соблюдения дисциплины нельзя обойтись без запретов и ограничений, но в разумных пределах. Устанавливать запреты нужно так, чтобы ребенок четко знал, чего именно делать нельзя и что можно вместо запрещенного действия. Запреты необходимо утверждать решительно, серьезным деловым тоном, но стараясь не задеть при этом достоинства ребенка, не вызвать у него чувства горечи и обиды.
В этом вам помогут маленькие хитрости. Например, родителям будет гораздо проще произнести, а детям согласиться с безличным запретом. Тогда ребенку не на кого будет обижаться и у него не будет возможности найти виноватых. Например: “Перед обедом сладкого не едят” будет более подходящей фразой, чем: “Я не разрешаю тебе есть сладости перед обедом”.
Устанавливая запрет, родителям лучше согласиться с желанием ребенка: “Мы понимаем, что тебе очень хочется погулять еще часок. Мы бы и сами хотели этого, но нужно идти домой”.
При запрете того, что нельзя сейчас, нужно указать ребенку, как и когда это можно будет сделать в другой раз, например: “Сейчас смотреть телевизор уже поздно, а вот завтра ты сможешь посмотреть любимые детские программы”.
С какими запретами родителям приходится сталкиваться чаще всего? Большинство из них связано с ограничением физической активности детей. Всем нам часто приходилось слышать фразы:
— Не бегай!
— Не лезь — упадешь!
— Не вертись!
— Сиди смирно! и т. д.
Но ведь детям просто необходимо бегать и прыгать, лазить и скакать. Моторные функции детского организма подавлять нельзя, поскольку запрет на подвижные игры порождает у ребенка напряженность, плохое настроение и агрессивность. Детям нужно выплескивать свою “неуемную” энергию, поэтому такие запреты следует свести до разумного минимума.
Другое дело, если вы запрещаете ребенку действительно недопустимое: драться, отнимать игрушки, играть со спичками и т. д. Но нет серьезных оснований запрещать ребенку то, что тренирует его ловкость, самостоятельность, удовлетворяет его любознательность и при этом не является опасным.
Существует группа запретов, нарушение которых родители провоцируют сами. Если однажды вы показали ребенку часы, ключи и другие важные вещи, не удивляйтесь потом, что ваш сын или дочь играют с ними. Конечно, вы будете обеспокоены: часы ребенок может уронить и сломать, ключи от квартиры или машины потерять, что вызовет массу проблем. Поэтому вы поспешите тут же наложить строгий запрет на игру с такими важными вещами. Но попробуйте представить, в каком затруднительном положении окажется ваш ребенок. Он вряд ли поймет, почему вчера вы сами показали ему эти “игрушки”, а сегодня запрещаете их трогать. Запомните: те предметы, играть с которыми ребенку строго запрещается, лучше убрать из поля его зрения.
Если вы запретили что-то ребенку, нельзя отменять запрет и уступать в этом, нужно быть твердым и непреклонным, иначе у ребенка появятся основания для капризов. Важно, чтобы все взрослые в семье действовали согласованно, чтобы их методы воспитания не вызывали противоречий. Если один из взрослых разрешил то, что другой запретил, ребенок вынужден будет нарушать запреты.
В процессе воспитания вашим союзником и помощником может и должен стать режим. Прежде всего, любой режим должен быть целесообразным и разумным.
Вы должны принять что-либо за правило в вашей семье не потому, что кто-то завел его у себя, а потому, что это удобно и полезно именно для вас.
Вторым важным условием режима является его определенность. Если сегодня вы потребовали от ребенка соблюдения определенного правила, нужно требовать этого и завтра, и послезавтра.
Неопределенность делает режим бессмысленным и не приносит практической пользы в процессе воспитания. Исключения при соблюдении режима могут допускаться лишь в редких, крайних случаях, вызванных важными обстоятельствами. Нарушение режима, чем бы оно ни объяснялось, необходимо отметить, например: “Сегодня ты не сделал этого, потому что была важная причина, но завтра это обязательно нужно будет сделать”. Если же умолчать об этом, ребенок подумает, что вы забыли о правилах, значит, они не так важны, чтобы соблюдать их строго и ежедневно.
Требуя от ребенка соблюдения режима, родители должны и сами придерживаться определенных правил, подавая детям пример.
Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами не должны этого делать.
Существуют различные методы воспитания: разъяснительные беседы, уговоры, ласка, приказ, поощрение, наказание, уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.
Воспитание воли у маленьких детей
Для каждого, кто имеет детей, важно, чтобы они выросли стойкими, смелыми, волевыми. Как развить волю ребенка, и с какого возраста нужно воспитывать волевые качества? Человек не рождается с сильной или слабой волей, она не передается по наследству от родителей, но ее можно сформировать в процессе деятельности. Многое в ее развитии зависит от условий жизни и воспитания. Если ребенок излишне опекаем и родители стремятся предупредить любое желание своего чада, вряд ли из него вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями. Такой малыш будет избалованным и доставит родителям массу проблем.
Уже с самого раннего возраста, как только вы заметили, что ребенок начал понимать обращенную к нему речь, необходимо ставить перед ним посильные задачи и требовать их решения, конечно, в пределах его возможностей. Нельзя говорить о воле маленького человека в том смысле, какой вкладывается в понятие воли у взрослого человека. Но можно выработать зачатки волевых проявлений даже у самых маленьких детей.
Вот один из советов: не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Например: малыш впервые видит новую яркую игрушку и стремится достать ее. Он уже может это сделать самостоятельно, но ему нужно приложить усилия. Не спешите вручать ребенку предмет его желаний, не лишайте его возможности проявить волевое усилие. Малыш испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Конечно, возможности ребенка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результата. Если малыш не справляется сам, ему необходимо помочь.
Двухлетний Илюша никак не может уложить в коробку кубики так, чтобы плотно закрыть крышку. Он нервничает, начинает хныкать и звать на помощь маму. Она быстро укладывает кубики и закрывает коробку. Илюша доволен и радостно улыбается. Рада и мама — ребенок перестал плакать. Но через минуту все повторяется снова и снова, и теперь раздражается уже мама: сколько это может продолжаться, ведь ей необходимо заниматься домашними делами. Ошибка матери в том, что она все сделала за сына вместо того, чтобы показать ему, как надо сложить кубики, а потом проследить, чтобы он проделал это сам. Мальчик приучался бы самостоятельно выходить из затруднений, не обращаясь к помощи.
С раннего возраста следует учить детей самостоятельности: убирать за собой игрушки, самим умываться, одеваться и раздеваться. Ребенку, не участвующему в этом, трудно сидеть и ждать, пока его, например, оденут или разденут. Он начинает баловаться, пытается заняться чем-то в этот момент, что мешает и раздражает. Не стоит делать ему замечания, повышать голос и, тем более, шлепать ребенка. В таком возрасте трудно усидеть на месте, но он уже вполне способен сам надеть рубашку, помыть руки, причесать волосы. Решая эти непростые для себя задачи, он проявляет сосредоточенность и настойчивость, осваивает новые действия. В результате ребенок приучается к аккуратности, самостоятельности и развивает волевые качества.
Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть, а в старшем возрасте, когда он привыкнет к тому, что все за него делают взрослые, потребуется больше усилий, чтобы привить ему навыки самостоятельности. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.
Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.
Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.
Никогда не следует обманывать ребенка, только в этом случае вы сможете требовать взаимной честности к себе. Часто, чтобы утешить ребенка, ему обещают игрушку, конфетку и т. д. Ребенок перестает плакать, но помнит и ждет выполнения обещанного. Взрослые же забывают об этом и не держат слова. В результате ребенок привыкает к необязательности родителей и сам приучается легко давать обещания и не выполнять их.
Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.
Вполне понятно, что родители стремятся всячески оградить ребенка от опасности. И в этих целях нередко, не задумываясь, запугивают его хорошо знакомыми многим фразами: “Если не будешь слушаться, придет серый волк и заберет тебя”. Или: “Если не доешь кашу, позову тетю в белом халате, она сделает тебе укол”. О последствиях этих необдуманных фраз родители не задумываются, а результаты бывают далеко не всегда положительными: ночные кошмары, страх и слезы при виде врачей и медсестер, скованность.
Важно, чтобы родители не упустили те годы жизни ребенка, когда закладываются волевые качества человека. Гораздо легче правильно воспитать ребенка, чем перевоспитывать его. Перевоспитание требует больше сил, знаний и терпения, не каждый родитель с этим справится.