Методические материалы
1) Справочник "Психолого-педагодическая, методическая, социальная, правовая и экстренная помощь семье и детям"
2) Рекомендованные практики в раннем вмешательстве. Пособие для специалистов.
3) Предлагаем вашему вниманию авторскую методику психолого-педагогической диагностики уровня психоречевого развития детей раннего возраста «Маленькие ладошки» (Русанова Л.С., Рабина Е.Ф.).
4) Ранняя помощь: научно доказанные методики для использования специалистами служб ранней помощи, 2023 год. / Москва, 2023. – 110 с.
5) Ранняя помощь детям и их семьям: современные аспекты, проблемы, пути решения : материалы межрегиональнойнаучно-практической видеоконференции с международным участием / под общ. ред. Е. Н. Шипковой, Л. С. Русановой, О. Ю. Игнатовой. – Ярославль: Филигрань. 2021
6) Институт коррекционной педагогики РАО. Практикум для взрослых.
7) Воспитание детей раннего возраста с ОВЗ. О детях с трудностями поведения:
электронное методическое пособие /А.В.Павлова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. – 51 с.
8) Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи.
Е.Л. Ворошилова, О.Е. Грибова, А.Ю. Дымкова, А.А. Константинова, Т.В. Кошечкина, О.В. Шичанина
9) «Счастье это - Я» - пособие для молодых родителей.
В брошюре сгруппированы все услуги, которые граждане этой категории могут получить в том числе и в электронном виде на портале государственных и муниципальных услуг. Приведена информация о том, как ими воспользоваться, с перечнем необходимых документов.
10) Организация предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям: Методическое пособие/ Старобина Е.М., Владимирова О.Н., Ишутина И.С., Лорер В.В., Шомшмин А.В., Ермолаева Е.Е., Самарина Л.В., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., // под ред. проф. Г.Н. Пономаренко. ООО "ЦИАЦАН" – СПб., 2019 -72 с.; 21 см. – 500 эк.
11) Психолого-медико-педагогическая помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / Л. С. Русанова, Г. О. Рощина, Е. Н. Шипкова. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. – 102 с. – (Инклюзивное образование).
12) Русанова Л.С., Головицина Ю.Б., Леонова О.А. Развитие ребенка от рождения до трех лет с использованием многофункционального дидактического пособия «Бэби-куб»: учебное пособие. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. – 138 с.
13) Лазуренко С.Б. Диагностика психической активности младенцев: методическое пособие / С.Б. Лазуренко, Е.А. Стребелева, Г.В. Яцык, Н.Н. Павлова, О.Б. Половинкина. – М.: Инфра-М, 2017. – 70 с.
14) Лазуренко С.Б. психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. – М.: логомаг, 2015. – 256 с. + Приложение 28 с.
15) Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л.А. Чистович, Е.В. Кожевниковой. – СПб.: ООО «Ай-Пи», Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2015. – 160 с.
16) Лазуренко С.Б. Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «Ясли». – М.: Издательство «АдамантЪ», 2014. – 272 с.
17) Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / Пер. со шведск. п/ред. Ю. Колесовой. – СПб.: ИРАВ, 2001. – 360 с.
18) Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / – Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.
19) Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 1: Введение в программу.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 64 стр. Издание второе
20) Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 2: Индивидуальная программа ребенка.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 128 стр.
21) Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 3: Навыки общения.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 122 стр. Издание второе
22) Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 4: Навыки общей моторики.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 176 стр. Издание второе
23) Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 5: Навыки тонкой моторики.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 176 стр. Издание второе
24) Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 6: Восприятие речи.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 112 стр.
25) Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 7: Самообслуживание и социальные навыки.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 80 стр.Издание второе.
26) Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 8: Перечень умений, определяющих развитие вашего ребенка.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 96 стр.Издание второе.
27) Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
28) Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития: Методическое пособие/Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М: Полиграф сервис, 2001.— 156 стр.
29) Кипхард Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4=х лет / Эрнст Й. Кипхард; [пер. с нем. Л.В. Хариной]. – Изд. 4-е. – М.: Теревинф, 2016. – 112 с.
30) Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова,С.Ю. Мещерякова. — М.: ООО «Русское слово — учебник»,2015. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).
31) Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 32 с.
32) Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозатка-Синтез, 2008. – 64 с.
33) Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.:Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с
34) Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 33с.
35) Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / под ред. В.А. Доскина. – М.: 2004.
36) Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией первые годы жизни: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.
37) Разенкова Ю.А. Я играю в куклы. Развивающие игры с неваляшкой, матрешкой и Лялей: не только для девочек. Пособие для родителей.: Карапуз; Москва; 2012
38) Разенкова Ю.А. Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками, мячом… – со всем, что под рукой: Пособие для родителей.: Карапуз; Москва; 2012
39) Разенкова Ю.А. «Система ранней помощи: поиск основных векторов развития»: Карапуз; Москва; 2011.
40) Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах крат-ковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с. (Серия «Ранняя помощь»).
41) Лазуренко С.Б., Намазова-Баранова Л.С., Ртищева М.С., Яцык Г.В., Свиридова Т.В. Рожденные слишком рано. – М.: Издательство «АдамантЪ», 2017. – 104с.
42) Детство нервной системы / И.А. Скворцов. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 176с.
43) Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы / Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Володина Н.Н. и академика РАО ШкловскогоВ.М. – М.: 2015. – 57с.
44) Развиваем речь. От 6 месяцев до 3 лет./ О.С. Жукова. – М.: Астрель; СПб.: Астрель – СПб, 2009. – 32с.: ил. –(Обучение с пеленок).
45) Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов- М.: АСТ : Астрель, 2007. – 224 с.
46) Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48с.
47) Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176с.
48) Громова О.Е.Формирование элементарных математических представле¬ний у детей раннего возраста: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 48 с. — (Ранний возраст).
49) Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
50) О.В. Закревская Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
51) От звукоподражаний к словам. Иллюстративный материал для развития речи у детей 2-3 лет/ Е.В. Колесникова. – Ювента, 2016. – 64с.: ил.
52) Кривцова Т.А. Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2010. – 28с. (Коррекционная педагогика).
53) Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. – 129с.
54) Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст: Советы родителям и педагогам по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с.
55) Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет садов. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 4-е, испр. М., «Просвещение»,1985 г.
56) Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией первые годы жизни: Методическое пособие.СПб.:КАРО, 2006. – 112с
57) Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста:2 изд. – М.: Школьная пресса,2003. – 160с. («Дошкольное воспитание и обучение – Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып.48.)
58) Неврология новорожденных: Острый период и поздние осложнения/ А.Ю. Ратнер. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 368с.:ил.
59) Развитие речи у плохо говорящих детей/ О.А. Реуцкая. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 155 с.
60) Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.
61) Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 128 с., илл.
62) Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: В. Секачев, 2007, 93с.
63) М.Ф.Литвинова Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2005. – 92 с.
64) Е.А.Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/ Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 256с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
65) Определение ограничений жизнедеятельности в категории “Способность к самообслуживанию” (“Самообслуживание”) у детей разного возраста на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: (метод. рекомендации)/ А.А.Баранов и др.; Федеральное гос.бюджет. учреждение « Научный центр здоровья детей» РАМН (ФГБУ НЦЗД РАМН). – М.: Педиатръ, 2013. – 80 с.
66) Определение ограничений жизнедеятельности в категории “Способность к ориентации” у детей разного возраста на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: (метод. рекомендации)/ А.А.Баранов и др.; Федеральное гос. бюджет. учреждение « Научный центр здоровья детей» РАМН (ФГБУ НЦЗД РАМН). – М.: Педиатръ, 2013. – 80 с.
67) Определение ограничений жизнедеятельности в категории “Способность к обучению” («Обучение и применение знаний») у детей разного возраста на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: (метод. рекомендации)/ А.А.Баранов и др.; Федеральное гос. бюджет. учреждение « Научный центр здоровья детей» РАМН (ФГБУ НЦЗД РАМН). – М.: Педиатръ, 2013. – 96 с.
68) Определение ограничений жизнедеятельности в категории “Способность к общению” (“Общение”) у детей разного возраста на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: (метод. рекомендации)/ А.А.Баранов и др.; Федеральное гос. бюджет.учреждение « Научный центр здоровья детей» РАМН (ФГБУ НЦЗД РАМН). – М.: Педиатръ, 2013. – 64 с.
69) Определение ограничений жизнедеятельности в категории “Способность к передвижению” (“Мобильность”) у детей разного возраста на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: (метод. рекомендации)/ А.А.Баранов и др.; Федеральное гос. Бюджет. Учреждение « Научный центр здоровья детей» РАМН (ФГБУ НЦЗД РАМН). – М.: Педиатръ, 2013. – 80 с.
70) Юрченко Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей от двух лет"/ авт. –сост. Е. М. Юрченко. – 2-е изд., стер. Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 144с. – (Умница)
71) Андрущенко Н.В. Психодиагностика у детей раннего возраста в нейропедиатрии: учеб.пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2013. – 48 с.
72) Ефимов И. Pro РЕЧЬ. Современная нейрофизиология речи и слуха. Новые пути и методы коррекции. Книга для педагогов, логопедов, психологов и родителей, воспитывающих детей с речевыми проблемами и аутизмом – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. – 144с.
73) Ильина Н.А. Играем в памперсах. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 160с.: ил. – (Внимание дети!).
74) Николаев Н. Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка (5 – 7 лет)/ Н.Николаев. – Ростов р/Д: Феникс, 2016. – 64с. – (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
75) Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2006. – 120с.
76) Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 64с.
77) Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Син¬тез, 2006. – 80 с.
78) Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родите¬лей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 56 с.
79) Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста : 1–3 года [Текст] : метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е.А. Янушко. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 351 с. : ил. — ISBN 978-5-691-02226-5.
80) Лункина Е.Н. Растим малыша 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с. – (Ранний возраст).
81) Лункина Е.Н. Растим малыша 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с. – (Ранний возраст).