Страница обновлена 25.08.2017

МУ "Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи" г.Гаврилов-Ям Ярославской области

Страница обновлена 25.08.2017
МУ "Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи" г.Гаврилов-Ям Ярославской области

Агрессивность

     Самое главное, что стоит запомнить, — это то, что агрессивность присуща всем детям, и это нормально. В положительном смысле агрессивность помогает ребенку развить дух инициативы. Но также способна породить замкнутость и враждебность. Причина агрессивности проста: ребенок каждый день сталкивается с разочарованиями, и это раздражает его. Должно пройти время, чтобы малыш научился устранять их и отвлекаться. Ребенок часто чувствует себя подавленным в этом огромном мире, и родители, как бы ни старались, спасти его от этого не могут. Малыш наконец-то дотянулся до ручки двери, а повернуть ее и открыть дверь не хватает сил. Вот откуда и разочарование, и бессилие, а как результат — крик, отчаянный гневный протест.

     Агрессивность — это реакция борьбы, поэтому, конечно, предпочтительнее, чем апатичность, вялость, хныканье, жалобы. Поэтому речь должна идти не об исключении агрессивности, а о контроле над ней. Лучший способ избежать чрезмерного ее проявления — отнестись к ребенку с любовью. Ведь часто причина агрессивности — это желание добиться любви. Но это не значит, что вы должны заласкать, избаловать малыша. Энергично умывая его, стоит ласково объяснить, зачем это нужно. И стараться разговаривать с малышом, вести себя доброжелательно и по возможности на равных, ибо от агрессивности страдают чаще всего сами дети. Ребенок злится и бросает игрушки, потому что мама не дала ему конфету. Позже ему стыдно за этот поступок, он боится из-за этого потерять любовь родителей и …заново проявляет агрессивность — порочный круг, не так ли?

     Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление. И воспользуйтесь приведенными ниже советами.

     Если он бьет товарища по играм, уведите партнера из комнаты, предварительно пожалев его. Ваш малыш останется в одиночестве и сообразит, что так делать нельзя. Внимательно, но как бы не специально, замечайте, кто из детей начинает словесную агрессию, ибо часто она является причиной насилия. Ребенок может начать вести себя агрессивно и по отношению к взрослому, который оскорбляет, поэтому избегайте и таких взрослых.

     Установите правила и не меняйте их ни в коем случае.

     Станьте для малыша вторым “Я”. Напомните ему о правилах, которые вы вместе установили, и скажите: “Лучше ты мне, Саша, скажи, что тебе хочется ударить Мишку и ты знаешь, что этого делать нельзя. Потому что драться нехорошо!” Чаще всего у ребенка после этих слов пропадает желание вступать в драку.

     Когда ребенок поступает правильно, хвалите его. Это закрепляет положительное поведение. И хвалите не односложно: “Молодец!”, — а старайтесь сказать, что именно он сделал хорошо и почему вы довольны.

     Ребенка, который ведет себя агрессивно, необходимо посадить на стул на 2—5 минут. Если же дети дерутся, то необходимо развести их по разным комнатам, но сказать, что это не наказание, а тайм-аут. Он для того, чтобы ребята пришли в себя и успокоились. Когда ребенок успокоился, спросите, понимает ли он, что может произвести плохое впечатление, хочет ли он, чтобы его хвалили, чтобы у него было много друзей, и объясните, что для этого нужно. Узнайте у ребенка, что он считает необходимым условием для того, чтобы у него было много друзей. Скажите ему, что он останется совершенно один, если будет дальше себя так вести. Но не пугайте тем, что вы откажетесь от него — это может вызвать новую агрессию. Просто покажите, что вы переживаете из-за него, огорчены.

     Объясните ребенку, насколько смешны его фантазии. Можете сказать, что если все ему будут прислуживать, то это будет неинтересно, глупо и скучно, потому что все будут избегать его, так как он будет доставлять неудобства и неприятности.

     Чаще всего дети агрессивны, когда устали или голодны. Не отправляйтесь в магазин, когда там большая очередь и малышу придется долго ждать. Также автобус в “час-пик” — не место для проголодавшегося малыша.

     Крайний случай, когда ребенку грозит опасность для жизни или когда она угрожает кому-нибудь. Обнимите ребенка, стараясь его удержать. Это его успокоит. Но не проявляйте насилия, чтобы малыш не чувствовал, что на него нападают.

    Сочините сказку, где ваш малыш будет главным героем, создавая ситуации, где ребенок ведет себя правильно и получает за это похвалу. Поговорите об этом, когда малыш спокоен, ибо, если нервничает, он вас не услышит.

      Малыш чаще прекращает капризничать не тогда, когда вы его об этом просите или требуете, а когда переключаете его внимание другой просьбой. Вместо того чтобы потребовать прекратить крик, попросите его подойти к вам. Ребенок сделает это без особого труда.

     Вы, скорее всего, тоже раздражены. Поэтому скажите об этом малышу, чтобы он вам дал возможность прийти в себя и успокоиться. А потом уже можно поговорить.

     И последнее. Помните, что ребенок не изменится в один день или ночь. Поэтому вооружитесь терпением и радуйтесь даже самым маленьким победам. Это приведет вас к успеху.

Страхи

     Прежде всего, стоит заметить, что страхи нормальны, они защищают ребенка от многих опасностей (прыжок с высокого дерева, горячая вода и т. д.). Но существуют и другие страхи, они либо придуманы им самим (чудища под кроватью, призраки), либо получены в течение жизни (страх перед собакой, отъезд, уход родителя и т. д.). У детей бывают различные страхи на разных стадиях развития. Существуют основные виды страхов:

     1. Страх отъезда матери, отца, может проявиться с 2-3 лет. Чаще всего такому страху подвержены дети, которые зависимы от матери или отца, то есть практически не расстаются с ними. Если ребенок с раннего возраста общался с незнакомыми людьми, он более независим и менее подвержен подобным страхам. Но даже такой малыш может испугаться и после возвращения матери не отпускать ее от себя. Поэтому если вам необходимо уехать на несколько дней и заменить себя няней, пусть она проведет при вас 5—6 дней с ребенком, при этом время от времени старайтесь оставлять малыша с ней вдвоем. Начните с получаса и продолжайте увеличивать время разлуки. Малыш постепенно привыкнет к мысли, что вы всегда к нему вернетесь. Известный американский педиатр Б. Спок считает, что излишняя заботливость только усиливает страх. Также его усиливают колебания матери, которая начинает вести себя неуверенно, когда слышит крик ребенка при расставании. Не надо чувствовать себя виноватыми в том, что вы иногда покидаете своего малыша. Главное — делать это уверенно и оптимистично, стараясь заранее объяснить малышу, что расставание необходимо и оно не будет длительным.

     2. В возрасте 3—4 лет ребенок начинает бояться темноты, смерти, машин и т. д. В это время воображение развивается настолько, что он способен представить себя на месте других людей и осознать все опасности, которые могут ему грозить. В таких страхах нет ничего опасного для здоровья ребенка, но помочь ему справиться со всеми воображаемыми чудовищами надо.

     Если ваш малыш боится, обязательно выслушайте его серьезно и без смеха. Дайте ему убедиться, что вы хотите его понять и ему ничто не угрожает, так как вы всегда сможете защитить его ночью. Никогда не пугайте ребенка чужими тетями, докторами и т. д. Не стыдите ребенка за мелкие проступки, постарайтесь строго и последовательно избегать возможных мелких неприятностей. Пусть его жизнь будет насыщена и интересна, тогда он будет поглощен мыслями о будущем дне и забудет свой страх. Не пугайте никогда ребенка тем, что вы разлюбите его.

     Если ваши сын или дочь боятся темноты, оставьте дверь в детской открытой или включите ночник. Это вряд ли помешает малышу спать.

      Также в возрасте 4—5 лет возникают вопросы о смерти. Не напугайте ребенка. Постарайтесь спокойно объяснить ему, что все люди умирают, если они состарились. Но вы этого не боитесь и считаете обыденным явлением. Не забудьте при этом обнять ребенка и сказать, что вы его не покинете еще много-много лет.

     В этом возрасте дети часто боятся животных, даже если они с ними раньше сталкивались. Не настаивайте, ребенок сам справится с этим страхом через несколько месяцев или дней. То же относится и к воде. Никогда не толкайте ребенка в воду, а покажите на своем примере, что вода — большое удовольствие. Любой страх побеждается действием. Человек, сидящий сложа руки, не сможет заглушить страх. Поэтому иногда помогают бег и другие подвижные игры.

     Еще несколько советов о том, как победить страх.

     Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

     Позовите на помощь плюшевую игрушку. Заяц, который сможет защитить от воображаемых чудовищ, — хороший помощник в борьбе со страхами.

     Расскажите убедительно-победную историю перед сном. Например, о том, “как маленькая мышка сумела…”.

      Контролируйте то, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с насилием и запугиванием.

      Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

     Составьте план. То есть если ваш ребенок боится собак, составьте вместе с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что малыш четко следует намеченному плану.

 

Темперамент ребенка

Сверхактивный ребенок («живчик»)

      Это непослушный и непоседливый ребенок. Две главные проблемы таких детей — двигательная активность и невнимательность. Появляются эти проблемы чуть ли не с третьего месяца жизни.

      В разумных пределах эти качества присущи многим детям до 3 лет и являются залогом хорошего физического развития и гибкости мышления. Конечно, пределы нормальности определить трудно. Нужно оценивать поведение объективно, так как эти качества, доведенные до крайности, становятся серьезной проблемой. В младенчестве “живчики” изводят родителей тем, что никак не укладываются спать, тем более что у многих сверхактивность приходится именно на вечер и ночь. В дошкольном возрасте — травмами и несчастьями, которые бесконечно чередуются. В школе у них постоянные конфликты, они чаще вступают в драки, теряют деньги и вещи, в общем, совершают совершенно необъяснимые поступки. Замечено, среди них много шумных, но даже если эти дети молчаливы, то беды ждать приходится каждую минуту. Шумные в избытке чувств вопят, жестикулируют, суетливо сучат руками в грудничковом возрасте. Хотя такой ребенок быстрее знакомится с миром, знания эти неглубокие, случайные. Это усложняет воспитание.

     Серьезной проблемой также является импульсивность этих малышей. Они могут действовать немотивированно, нелогично. Нельзя считать, что это ненормально. Именно так у этих малышей работает нервная система. Несомненно, “живчики” нуждаются в помощи. Природа такого темперамента в гипердинамичности. Но на это накладываются чаще всего ошибки воспитания, которые приводят к ненормальному поведению. Избалованность, неуправляемость, непослушность — это мешает малышу правильно развиваться. Причем здесь вся ответственность ложится на вас, родители.

     Есть два пути воспитания такого ребенка:

     1) вместе с ребенком по пути познания должен идти близкий взрослый человек, готовый объяснять неправильность поведения малыша и сделать так, чтобы ребенок исправился (попросил прощения, собрал игрушки и т. д.);

     2) ограничить двигательную активность ребенка: если он разбросает игрушки, оставить его рядом с ними до тех пор, пока не уберет. Главное — не отвлекать малыша от конфликта.

Заторможенный ребенок («тюфячок»)

     Это тихие дети, медлительные в движениях и в своих реакциях на события, которые их окружают. Они рождаются такими, и это не является болезнью. Такой ребенок может родиться в любой семье. В первые месяцы он может отставать в развитии. Если этим детям не помогать, то жесткий темп жизни может негативно отразиться на их характере. Поэтому надо постараться сделать для них все возможное. И опять, в первую очередь, этим должны заняться родители.

     Чаще всего “тюфячок” — послушный ребенок. Если ему предложат какое-либо дело, малыш будет долго им заниматься в силу своей натуры, но все равно почувствует, может быть чуть позже, утомление от однообразной работы. И здесь надо уловить момент и сменить занятие, заинтересовать ребенка чем-либо другим. И так постепенно необходимо расширять круг общения с предметами, а потом и со сверстниками, с незнакомыми ему людьми. Если этим не заниматься с самого раннего возраста, то вырастет вялый, туповатый, склонный к полноте, равнодушный подросток. Так считают психологи и советуют организовать жизнь ребенка, начиная с первого года, так, чтобы он участвовал в каких-то событиях. Причем не играет роли, большие, важные это события или нет.

     Также можно проявлять перед ребенком контрастные чувства и не обязательно, чтобы они были направлены на него. Постарайтесь пробуждать в малыше радостное ощущение от сделанной работы, от общения. Это будет стимулятором для эмоционального развития ребенка. Необходимо создать возможность контакта со сверстниками, но надо избегать насмешек и конфликтов, которые могли бы ранить малыша.

     Надо также стараться приучать ребенка в детском саду и школе к активности.

     У “тюфячка” не возникнет самостоятельной активности, тем более необходимо поощрять даже зачатки ее самыми различными способами — от похвалы до игрушки, все пойдет в дело.

     Конечно, эти характеристики крайнего толка, и у детей чаще всего есть что-то и от “тюфячка”, и от “живчика”. Но какой-то тип обязательно преобладает, поэтому мы советуем разобраться, каков ваш малыш, ибо знание, как известно, — сила.

     В 8—10 месяцев ребенок начинает ползать, и это благоприятное время для развития у малыша творческих способностей.

     Поскольку для ребенка очень важно исследовать весь окружающий его мир, в этот момент стоит отказаться от манежа. Конечно, бывают такие обстоятельства, когда манеж необходим (например, если вы на некоторое время отлучились). Но не злоупотребляйте им. Тем более что, по мнению педиатров, малыш на полу научится падать, а это одно из самых важных умений. И помните: обычное падение на пол для ребенка безопасно. У маленького человека организм приспособлен к тому, чтобы падать. Следить следует только за тем, чтобы малыш не упал с большой высоты.

     С 10—11 месяцев ребенка необходимо знакомить с опасностями. Но делать это надо с умом, не травмируя малыша. Слово “нельзя” будет ему понятно гораздо позже, а вот серьезный ответ на желание протянуть руку и достать горячий чайник: “Осторожно, будет горячо! Будет больно!” — важен и необходим. И даже если ребенок все-таки дотронется до горячего чайника, лечить маленький ожог будет не слишком тяжело, зато он с вашей помощью научится быть осторожным.

     К этому же возрасту ребенок уже способен испытывать радость, сочувствие, проявлять желание “помогать”, подражать старшим. Это стремление надо поддерживать, разрешать ему делать что-то несложное, не играть: сложить листики бумаги, протереть стол. И пускай сначала ничего не получится, но это поможет развиться эмоционально, ребенок будет открыт миру.

«Искорка» (от 1 до 2 лет)

     Так можно назвать ребенка 1—2 лет. В это время в нем зарождаются первые навыки мыслящего существа. Он начинает думать, соотносить одно с другим, радоваться и печалиться, сострадать и любить. Поэтому главное в этот период — не гасить интерес. Случайно, нечаянно не задеть эту открытость миру, от нее многое сейчас зависит.

     Любопытство, любознательность, стремление действовать с большим количеством игрушек и предметов, желание узнать и обдумать — все должно быть замечено взрослыми, должно ими поощряться. Надо организовать жизнь малыша так, чтобы его интерес к миру не угасал.

     Игрушки совершенно необходимы, но вовсе не обязательно, чтобы их было много. Главное — разнообразие. При помощи кукол, набора посуды, мебели и т. д. ребенок может изображать действия взрослых, при помощи мячей, обруча, машин, тележек и пр. — устраивать подвижные игры.

     Игрушки для сборки и разборки (матрешки, пирамидки), материалы для строительства (конструктор, кубики, мозаика), а также лопатки, ведерки помогут научиться выполнять целый ряд полезных в будущем действий.

     “Простые игрушки — самые лучшие”, — считает доктор Б. Спок. Обычно дети чаще занимаются простыми игрушками, и не стоит сокрушаться, что у вас недостаточно средств на дорогие. Например, поезд из кубиков интереснее малышу, чем “железная дорога”, да и если он его сломает — не так страшно. Тем более, что и в воде они не тонут, поэтому могут стать кораблем. К полутора годам ребенок с удовольствием вкладывает один предмет в другой. Поэтому любимая игрушка — это коробка на колесиках. Также интересны обыкновенные мягкие игрушки — мишки, зайчики и т. п.: их можно кормить, укладывать спать и т. д.

     Для того чтобы познание с помощью игрушек было глубоким и разносторонним, нельзя, чтобы большое их количество попадало на глаза ребенка, так как они быстро приедаются малышу. Игрушки надо менять.

     Совет № 1, основной. Несколько раз в день включайтесь в игру с ребенком, так как в одиночестве он явно скучает, и игрушки теряют свое назначение. Своевременная же подсказка, даже простое внимание к игре побуждают ребенка к новым действиям. Это помогает его более успешному умственному развитию.

     Уже на втором году жизни малышу нужны книжки с картинками. Поначалу вы будете рассматривать их вместе, чтобы он научился хорошо с ними обращаться. Повесьте картинки над кроватью ребенка, чтобы, просыпаясь, он увидел красочные рисунки.

     Также можно привлекать малыша к несложной работе по дому, например, к протиранию и укладыванию вымытых ложек. И пусть даже он это делает неумело и реальная помощь от его действий не слишком велика, все равно нужно постараться включить малыша в домашнюю работу. Нельзя отгонять ребенка, даже если он действительно мешает. Выражения: “Ты больше вымажешь, чем вымоешь” или “Ты вся испачкаешься, уйди”, — гасят его интерес и любознательность.

    Лучше найти приемлемые действия для малыша: “Принеси тряпочку, мы пол вымоем”. Учите и поощряйте своего ребенка. Постарайтесь отвечать на большинство его вопросов, причем так, чтобы ему было понятно.

    Совет № 2. Даже если вы устали, раздражены, а малыш требует ответа, постарайтесь успокоиться и ответить либо переключите внимание ребенка на что-то другое.

     Помните, что ваши ответы развивают пытливость ума, стремление узнать, разобраться, понять. Когда вы отвечаете ему, то даете понять, что объяснить что-либо — это важно и для вас. Задатки будущих разговоров по душам — вот что сейчас представляют собой ответы на детские вопросы.

     На втором и третьем году довольно быстро развиваются действия восприятия и мыслительные действия. Если в грудничковом периоде психическая жизнь малыша носила слитный, нерасчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо видно: ваш ребенок зрительно обследует предмет, его свойства, решает мыслительную задачу, например, как взять любимую игрушку с полки.

     Но пока нельзя выделить отдельные психические процессы: память, внимание, воображение. Они еще носят непроизвольный характер.

     В начале второго года жизни ребенок хорошо узнает знакомых и родных людей. Даже если он видел их всего лишь несколько дней, их образ сохраняется в памяти. Также малыш способен вспомнить, что было неделю назад. Он начинает ориентироваться в пространстве, то есть примечает, как и где расположены предметы в доме, сколько в нем комнат и т. д. Выходя на улицу, он сам может найти место, где постоянно играет.

     На третьем году он уже может найти место, где живет, если вы находитесь недалеко от дома, также может вспомнить отдаленные события (зимой подробно рассказывает о том, как ездил с папой на рыбалку).

     Разговаривая с малышом о том, что происходило в прошлом и произойдет в будущем, (“Мы поедем с тобой на автобусе. Помнишь, как автобус едет?”) вы развиваете его образную память и кругозор.

     На протяжении второго года жизни ребенок намного дольше занимается игрушками, а если в игру вступает взрослый, то еще дольше. Теперь его трудно оторвать от заинтересовавшего его дела. Занять малыша другим делом, которое не интересует его, также очень сложно. Поэтому надо стараться привлечь ребенка к разным играм, чтобы это было ему полезно и развивало разнопланово. Но заставлять, принуждать нельзя, ибо можно надолго отбить у малыша интерес заниматься этим делом.

     В это же время у ребенка начинает складываться воображение. Палочка становится лошадкой, стул — машиной. Но это воображение еще нуждается во внешних предметах, без них ребенок ничего вообразить не сможет. Из чего следует вывод, что воображение и восприятие у ребенка на втором году жизни развито, но несовершенно. Нужно малышу помочь!

     Совет № 3 — предлагайте ребенку игрушки, которые бы обучали его различать предметы по цвету и форме, а также по размеру. Это пирамидки, кубики, мячики и др. В раннем детстве размер игрушки и цвет еще не могли иметь никакого значения. К одному году малыш различает цвета, но признаками одного или другого предмета они для него не являются. Поэтому ребенок не обращает внимания на кольца разных цветов. Они пока для него все — кольца, которые можно катать, надевать на стерженек.

     Для того чтобы научить малыша ориентироваться в цвете предметов, полезно предлагать выбрать из двух разных по цвету предметов тот, который соответствует образцу.

     Более сложную задачу представляет следующая игра. Берем два листа различной по цвету бумаги 20 х 20 см. Вырезаем в центре треугольник или круг. Вырезанные фигурки даем ребенку в руки. Он должен соответственно цвету вложить фигурку в отверстие. Взрослый сможет назвать цвета, а от малыша достаточно потребовать, чтобы он сказал словами, такой же это цвет или другой, так как название цветов ребенок еще не освоил. Цвета необходимо подбирать контрастные (зеленый — красный, белый — синий). А потом менее контрастные (желтый — оранжевый, красный — розовый).

     Также надо учить малыша различать формы предметов. Круг, овал, квадрат, прямоугольник должны быть не только названы родителями, но и применены в играх. И стараться играть с ребенком в игры, где малыш в одну сторону складывает все предметы, которые представляют какую-нибудь определенную геометрическую фигуру. Ребенок должен научиться распределять предметы по определенному признаку. В данном случае — по форме.

    Таким же образом надо учить малыша различать размеры предметов. Также, общаясь с ребенком, взрослые постоянно употребляют слова, которые обозначают свойства предметов. Самые обыденные занятия — еда, одевание, умывание — несут много сведений. Надо научить малыша сравнивать предметы, например: “Смотри, какой большой носок у папы и какой маленький — у тебя”.

    Когда идете на прогулку, обращайте внимание на явления природы: снег и дождь, песок и трава, солнце и облака — все это должно быть предметом разговора для вас.

    Совет №4 продолжайте петь малышу песенки, слушайте вместе с ним музыку — этим вы разовьете слух ребенка, а в плане эмоционального контакта это неоценимо.

«Хочу и пробую!» (6 месяцев – 1год)

     Шесть месяцев — серьезный возрастной рубеж. Ваш малыш вырос. И помимо вопроса кормления и проблемы роста зубов, перед родителями встают новые вопросы и возникают новые проблемы, в частности проблема интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

     Сейчас этот человечек уже хорошо понимает вас, и вы теперь стали лучше понимать его. Малыш уже не такой хрупкий, каким был раньше, и начал “проявлять характер”. Он уже научился сидеть и познает окружающую действительность с большим интересом.

     Также у него появляется интерес к мелким предметам. Он может бесконечно долго постукивать по столу игрушкой и захватывать именно ту, которую желает. Он толкает и перекладывает множество предметов.

    Совет № 1 — сбрасываемые ребенком игрушки необходимо возвращать на место для того, чтобы он мог бесконечно восхищаться этой игрой. К 8-10 месяцам пора показывать ребенку, как складывать пирамидку и перекладывать кубики из одной коробки в другую. Также малышу нравится таскать и поднимать большие предметы. Следите за тем, чтобы они были безопасными (мяч, диванная подушка). К году малыш уже должен понимать, как собирать пирамидку (ничего страшного, если он не собирает ее сам) и как найти вторую половинку разрезанной открытки. Также полезны игры с кубиками — к концу 1-го года можно уже строить несложные башенки из 2—3 кубиков. Поначалу малыш будет смотреть не на кубики, а на взрослого, ведь он сразу учится и строить, и играть, и общаться. Поэтому необходимо разговаривать с ним, хорошо произнося каждый слог. Стоит обратить внимание на размеры кубиков, колец или других одинаковых по форме игрушек, произнося: “большой кубик, маленький кубик”.

Занимаясь с ребенком, читайте ритмичные стихи — это развивает речевые навыки. К 6-7 месяцам ребенок становится довольно разговорчивым и шумным существом. Он много “гулит” и редко плачет. Это период, когда надо вплотную подойти к развитию речи у малыша. Мы продолжаем называть ребенку предметы, произнося по слогам каждое слово: “Ли-са, за-яц, ма-ма”.

Совет №2 — старайтесь не сюсюкать с малышом, разговаривайте ласковым, спокойным голосом. Отмечено, что лепетание взрослых задерживает развитие ребенка. Также задерживается развитие речи, если родители постоянно возятся и разговаривают с малышом, а у него самого не возникает желания или нет возможности что-либо произнести.

Совет № 3 — начните прослушивать с ребенком сказку, записанную на магнитофон. Сначала малыш не будет обращать внимания на запись. Но через некоторое время, если вы будете слушать запись каждый день в течение 15 минут, он начнет “гулить” и интересоваться источником звука. Но чтобы это случилось, непременным условием должно быть ваше нахождение рядом с ним в момент прослушивания. Так считают доктор Б. Спок и другие педиатры. Ведь именно вы являетесь человеком, через которого ребенок начинает понимать речь и учится говорить. Желательно, чтобы кассета со сказкой, подобранной вами, была также с музыкальным оформлением и различными интонациями. Текст пока не имеет особого значения.

Совет №4 — ваш малыш подрос, но массаж все еще является для него развивающим. Сюда же включаются и силовые упражнения.

Совет №5 — обратите внимание на темперамент вашего ребенка и не требуйте от него идеально правильного поведения.

 

 

О наказаниях

Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания, равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей. Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, проанализировав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка, одним словом, подойти к этому вопросу творчески.

Хорошие родители не спешат незамедлительно отвечать наказанием на детскую ошибку. Гораздо важнее и уместнее будет внимательно рассмотреть конкретную ситуацию, в которой был совершен проступок, понять истинные психологические причины поведения ребенка.

Часто родителям бывает полезно задержать свою непосредственную реакцию на проступок, сдержать эмоции, а иногда даже отложить или совсем отменить наказание, ведь ребенок имеет право на ошибку, слабость, несовершенство.

Порой отказ от наказания может стать очень эффективным средством воздействия. Например, если ребенок понимает, что поступил неправильно и сам сообщает об этом взрослым, то, очевидно, он глубоко переживает свою вину. В подобных случаях родителям можно отказаться от ожидаемого ребенком наказания, что само по себе уже заставит его еще раз пережить отрицательные эмоции. Но пользоваться этим методом нужно очень осторожно, оценив способности ребенка переносить эмоциональные перегрузки. Для одного подобные переживания будут полезными, для другого — слишком болезненными. Методом лишения наказания могут пользоваться те родители, авторитет которых очень силен, а мнение значимо, иначе такой метод не будет действенным. Иногда вместо традиционных строгих мер воздействия лучше использовать неожиданные действия, экспромт, что требует постоянного поиска и расширения своих знаний и представлений обо всех сторонах психики ребенка.

Как поступить, если ребенок не слушается, не выполняет ваши распоряжения, не прислушивается к уговорам? Прежде всего, подумайте, может, вы сами позволили малышу смотреть на ваше распоряжение как на нечто необязательное. Обязательность и беспрекословное соблюдение правил и требований вырабатывается путем систематического и постоянного контроля. Если же его не было, добиться быстрого результата очень трудно. Затем постарайтесь выяснить, что помешало ребенку выполнить распоряжение. Если же вы убеждены, что таких причин нет и наказание неизбежно, помните, что оно требует огромного такта и осторожности. Какие же формы наказаний можно применить в ответ на непослушание?

Физическое наказание

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание — довольно эффективный способ воздействия на детей.

В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности вы должны быть обязаны, когда в процессе порки наконец-таки слышите долгожданную фразу: “Прости, я больше не буду!”.

Ребенок готов в эту минуту на все, лишь бы устранить причину боли и страха. Он сразу становится покорным и послушным, но мудрых родителей вряд ли устроит подобный исход. Ведь такое воздействие не разрешает конфликт, а создает лишь иллюзию его разрешения. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет.

Нельзя применять физические наказания еще и потому, что обычно эту форму родители выбирают, находясь в состоянии аффекта, т. е. слабого контроля своего поведения. Если ребенка обучают правильному поведению путем физического воздействия, он, почувствовав безопасную для себя ситуацию, будет продолжать позволять себе запретные действия.

Вполне естественно, что частое применение побоев будет формировать неблагоприятные черты характера ребенка. Частое применение порок может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность, легко подверженную влияниям чужих примеров, не всегда положительных. Такие дети не смогут противопоставить чужой воле свое сознательное поведение.

Наказание и подражание

Нередко бывает, что дети, испытывая негативные эмоции в процессе физических наказаний, переводят эти эмоции на самих родителей. Ребенок начинает противиться всему, что от них исходит, старается вступать с ними в постоянные конфликты. Все, что бы ни сделали и ни сказали родители, воспринимается в штыки. Отрицательная модель поведения зачастую становится предметом их подражания только для того, чтобы выразить свое сопротивление и протест родителям. В результате у ребенка могут возникнуть нарушенные формы поведения: агрессивность в общении, демонстративно грубое поведение, уход из дома.

Дети, которые часто подвергаются физическим наказаниям, стараются подражать родителям и используют эту модель в игровых сюжетах: наказывают своих любимых кукол, ставят их в угол, шлепают и ругают плюшевых мишек, собак, зайцев. Хуже, если агрессивное поведение проявляется и в реальном общении ре-пенка с другими детьми.

Родители для ребенка — наиболее значимые, авторитетные фигуры, по-) тому подражание их поведению фиксируется надолго. Ребенок, перенимая уют образец поведения, став взрослым, будет использовать его для воспитания своих детей. Итак, вред, приносимый физическими наказаниями, очевиден. Поэтому, если вы вес-тлкп убеждены в выборе этой формы наказания, прежде чем применить ее, постарайтесь трезво взглянуть на ситуацию со стороны: подумайте, к каким нежелательным последствиям это может привести и как отразится на формировании характера вашего ребенка в настоящем и будущем.

Лишение любви

Очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы и для детей, и для взрослых.

Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять.

Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это, наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых.

Этим можно воспользоваться при наказании, но не следует превышать уровень беспокойства и тревоги ребенка. Часто применение подобных форм наказания может оказать неблагоприятное воздействие на его психическое развитие.

Лишать детей родительской любви можно только на очень короткое время. Абсолютно недопустимым наказанием является уход родителей из дома или угрозы, что мама может уйти и оставить ребенка одного. Это может вызвать развитие устойчивых страхов, нарушение контактов с окружающими.

Отказ или отсрочка удовольствий

Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны.

При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним. Но в большинстве случаев все бывает наоборот, и дети воспринимают наказание как несправедливое. Они не видят связи между своим проступком и вынесенным наказанием, поэтому начинают негативно относиться к родителям, считая их виновными. Даже если ребенок попросил прощения, это не всегда означает, что он осознал свою вину. Он лишь надеется, что родители отменят назначенное наказание.

Если вы пообещали малышу вместе провести время, погулять где-то, таких удовольствий лишать его не следует. Эти минуты будут полезны и вам, и вашим детям.

Лучше подумайте о каком-то другом способе наказания.

Конечно же, в целях наказания нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного развития: еды, прогулок на свежем воздухе, игрушек и общения с другими детьми.

В целях наказания можно воспользоваться следующим правилом, которое должно распространяться на всех членов семьи (если это возможно): насорил в комнате — убери за собой сам; порвал или испачкал одежду — постирай и почини. С подобными требованиями детям трудно не согласиться, поскольку они справедливы. Но если эти требования предъявляются только к ребенку, однажды он может сравнить свои обязанности с обязанностями взрослых и возмутиться. Поэтому родителям нужно продумать и установить только те требования, которые они сами способны выполнить.

Коллективное осуждение

Есть семьи, в которых каждый поступок ребенка обсуждается и оценивается, притом чаще негативно. Для этой цели происходит негласное объединение взрослых и создается как бы судейская комиссия. Подобный подход к воспитанию детей вызван желанием родителей, а если есть — бабушек и дедушек — вести единую линию поведения по отношению к ребенку.

Конечно, такой метод можно допустить, но нечасто и по поводу особо тяжелого проступка, который действительно необходимо обсудить на так называемом семейном совете. Но если поводы незначительны и объединение родителей по этим поводам происходит довольно часто, в сознании ребенка могут появиться мысли об одиночестве, он почувствует себя отвергнутым и ненужным и может привыкнуть к постоянному ощущению вины по любому поводу. Это может нарушить контакт ребенка с родителями и привести к эмоциональным срывам.

Привлекать отца или других членов семьи к обсуждению поведения ребенка можно только в особых случаях, поскольку для чувствительных детей формой наказания может стать сам факт, что о проступке ребенка известно всем близким в семье. Иногда действенным является обещание матери или отца не сообщать никому о провинности ребенка, давая ему тем самым возможность исправить свою ошибку. В разговорах о проступках и наказаниях ребенка следует быть осторожным и тактичным. Чем старше ребенок, тем с большей осторожностью нужно подходить к этому вопросу. Не стоит о конфликте с ребенком говорить родственникам и знакомым, пытаясь призвать их па помощь. Таким поведением родители показывают, что сами они не в силах справиться с решением проблемы, и теряют свой авторитет в глазах ребенка.

Бранные слова

Хотите вы того или не хотите, но рано или поздно наш ребенок непременно услышит бранные слова, даже если вы сами и ваши близкие родственники и друзья никогда их не употребляете. Детей невозможно изолировать от общества и выращивать как комнатные домашние растения. Если же вам это и удавалось до определенного момента (до начала посещения детского сада, школы или других детских заведений), тем хуже для ребенка, поскольку ему сложнее будет адаптироваться в новых для него условиях. Если вы сами хотя бы изредка допускаете в своем лексиконе бранные слова, ребенок, скорее вест, услышит их от вас и, будьте уверены, обратит на них внимание хотя бы потому, что для него они новые.

Конечно, поначалу он не будет понимать значения этих слов, но заинтересуется ими и попытается повторить. Будьте спокойны — это вполне нормально. Скорее, беспокойство должно вызывать обратное — если ваш ребенок до 6—7 лет ни разу не произнес бранных слов. Это означало бы, что он не слышит и не воспринимает, что говорят окружающие.

Какова же должна быть реакция родителей па бранные слова, случайно попавшие в детский лексикон? Наказать ребенка (делать вид, что не обращаешь внимания)? Поговорить и объяснить?

Ругать, стыдить и наказывать ребенка в таких случаях не нужно, поскольку он еще не знает их значения, не понимает, что это плохо, и уж, конечно, не догадывается, что за это могут отругать или наказать.

Делать вид, что вы не услышали бранных слов, произнесенных в присутствии ребенка, можно только в том случае, если вы уверены, что он действительно не обратил на это внимания, например, был чем-то занят. В таких случаях акцентировать внимание ребенка намеренно не следует.

Но если ребенок сам произнес их, ваша реакция просто необходима. Лучший способ воздействия — откровенный разговор-разъяснение. Постарайтесь, чтобы он понял, что употреблять в речи бранные слова неприлично. При этом ваш тон должен быть спокойным, добродушным, ни в коем случае не раздраженным.

Если же вы покажете, что шокированы и возмущены, ребенок может повторять эти слова специально, чтобы подразнить, позлить вас. Поэтому ласковое обращение будет для него неожиданным и обескураживающим и только притупит его желание вывести вас из себя.

У некоторых родителей бранные слова, произнесенные ребенком, вызывают невольный смех. Постарайтесь сдержать свои эмоции, так как стоит вам один раз отреагировать на брань смехом, ребенок будет       воспринимать его как знак одобрения и поощрения (если родителям смешно, значит, это им нравится) и будет стараться вызвать ваш смех снова и снова. И, наконец, вы забеспокоитесь: вдруг это войдет в привычный лексикон ребенка и закрепится в речи?

Но пресечь эту привычку теперь уже будет сложнее, поскольку ваша реакция вдруг, по непонятным для ребенка причинам изменилась. Поэтому она должна быть последовательной и сдержанной.

Если же вредная привычка закрепилась, это является показателем неблагополучной обстановки в семье, что скрывает более сложные проблемы.

Ребенок таким способом пытается отомстить за свои несчастья. В благополучных семьях, с нормальным воспитанием и хорошими теплыми взаимоотношениями между детьми и родителями, употребление ребенком бранных слов будет явлением временным и быстро проходящим.

 

 

Похвала и поощрение

Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний. Эффективность наказаний будет выше, если они применяются редко, неожиданно и на фоне поощрений. Главное внимание родители чаще уделяют исправлениям слабостей и несовершенств в поведении ребенка. Гораздо приятнее и результативнее и для детей, и для родителей воспитание при помощи проявлений положительных эмоций, поощрений. А запреты, замечания и наказания должны стать крайними мерами.

Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание, так и поощрение, хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка. Если он хорошо себя ведет или научился чему-то новому, обычно это воспринимается как что-то естественное, не требующее поощрений. К тому же считается, что для похвалы ребенка родителям не требуется особых знаний и умений. Но это не всегда так. За что же и как нужно хвалить ребенка?

Похвала за усилие

Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложения больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой.

К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения, действуют по логике естественных последствий: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил “пятерку” — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только, если за этим последует вознаграждение.

Но подобное вознаграждение не всегда может оказаться под рукой, а негласные правила, установленные между вами и ребенком, будут этого требовать.

В качестве награды нельзя освобождать ребенка от выполнения домашней работы, иначе он будет воспринимать любой труд как нечто неприятное и будет лишен радости от хорошо выполненного дела. Он не должен думать, что важнее конечный результат, а не средство его достижения. Иначе внешнее поощрение будет важнее чувства внутреннего удовлетворения, получение награды — важнее радости от процесса преодоления трудностей.

Как же хвалить ребенка, чтобы он радовался не награде за выполненную работу, а самому процессу ее выполнения?

Необходимо подчеркивать, усиливать его радость от преодоления трудностей, это будет вдохновлять его, вселять уверенность в своих силах и способностях, вызывать желание достичь новых результатов.

Каким же образом можно поощрять ребенка, если не подарками и не освобождением от неприятных обязанностей? В качестве поощрения можно поручить ему выполнение почетной обязанности. Например, полить цветы или помыть не очень грязную посуду.

Для ребенка это будет являться серьезной игрой, ответственным поручением, которое обычно выполняют взрослые, но теперь доверили ребенку. Он наверняка постарается оправдать это доверие, чтобы почувствовать себя “как большие”.

Со временем эти поручения можно заменить другими, более сложными, которые с удовольствием выполнят дети, если вы правильно подводили их к этому, т. е. в назначении дополнительных обязанностей видели не меру наказания, а меру привилегированного поощрения, например, разрешили ребенку пользоваться домашними бытовыми приборами (пылесос, магнитофон и др.).

Также возможно поощрение путем расширения прав ребенка. Но прежде родители должны решить, доступны ли они детям данного возраста. Поощрять излишне “взрослые” права ребенка тоже не следует. Главное — добиться, чтобы этот метод повышал чувство личной ответственности и самоконтроля, утвердил те успехи, которых он уже достиг. Поощрением также может быть и благодарность.

Родители должны замечать проявленную детьми душевную чуткость, доброту к близким, высоконравственное поведение в сложной ситуации. Это необходимо для нормального развития ребенка.

Ласка, поцелуи, поглаживания в разумных количествах (не заласкивание и захваливание без учета действительных достижений) допустимы в качестве поощрений и одобрений в любом возрасте с учетом индивидуальных взаимоотношений. Перехваленный ребенок будет стараться избегать решения сложных задач, стремиться получать похвалу какими-то иными путями, ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи.

Учитывайте индивидуальность!

Выбор метода поощрения зависит от возможностей, возрастных рамок и индивидуальных качеств конкретного ребенка. При этом нужно объективно учитывать его психическую индивидуальность, тип нервной системы, темперамент и уже – приобретенные личностные черты. Какие же существуют основные типы личностей, и какие формы поощрения будут для них наиболее приемлемы?

Первый тип представляет собой нерешительных и боязливых детей. Они охотнее действуют не в одиночку, самостоятельно, а под руководством взрослых или более уверенного, умелого ребенка. Дети этого типа склонны волноваться даже по незначительным поводам, переживать, справятся ли они с порученным заданием.

Успешно выполнив какую-то работу, они стараются заметить, что другие сделали бы это лучше. Эти дети стараются выбрать более легкую работу, опасаясь неудачи, и часто нуждаются в направляющем воздействии.

Таких детей просто необходимо хвалить и поощрять. Их достижения, даже незначительные, нельзя оставлять без внимания. Это будет внушать им чувство уверенности в собственных силах. Но при этом нужно учитывать возможности ребенка, бы не переутомить его частыми требованиями. К таким детям можно применять даже опережающую похвалу, чтобы укрепить в них уверенность при выполнении задания.

Дети второго типа аккуратны и ответственны до педантизма. Им хочется выполнить любое дело с максимально возможным результатом, ошибки для них не допустимы, а если такое случается — это повод для глубоких переживаний. Такие дети стараются выбирать самые сложные задания и редко признаются себе, что нс способны справиться с ними.

Ребенок этого типа будет требовать достижения высоких результатов нс голыш от самого себя, но и от других. Он может затратить массу стараний и усилий для тщательного выполнения любой работы. Однако не всегда способен отделить главное от второстепенного, поэтому часто не добивается тех результатов, какие были запланированы.

Таких детей тоже следует больше хвалить, но не только при достижении повышенных результатов. Похвала для них будет полезнее на всем протяжении работы, чтобы помочь осознать основной смысл дела, его глубину. Подбадривать и хвалить надо даже тогда, когда что-то нс удалось, но были совершены попытки, усилия для выполнения задания. Опережающую похвалу к таким детям применять нс следует, поощрять надо лишь за конкретно совершенное дело.

Третий тип - дети, уверенные в себе. Им многое удается без особого труда. Другим для достижения тех же результатов потребуется больше сил и стараний. Поощряя таких детей, нужно опасаться, что уверенность в себе может перерасти в самоуверенность, постоянную потребность в успехе. Длительные и целенаправленные усилия могут стать для ребенка обременительными. Кроме того, достижения других, не столь значительные, он может обесценивать, относиться к ним с иронией и даже презрением. Если вы заметили, что подобное поведение свойственно вашему ребенку, хвалите его только за то, что стало результатом серьезного усилия, а особенно за помощь, оказанную им другим детям. Старайтесь поощрять любую его попытку порадоваться чужому успеху.

 

 

Памятка родителям

По созданию благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» – лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!